Рост тарифов в Петербурге: ГУПы шантажируют город?

Главная Новости Рост тарифов в Петербурге: ГУПы шантажируют город?

На тихих совещаниях в Смольном уже месяц обсуждается повышение в 2016 году тарифов на все — на проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах (с 1 января), на тепло и на воду (с 1 июля 2016 года). В начале августа об этом было во всеуслышание заявлено на предварительном обсуждении проекта городского бюджета на следующий год: чиновники и руководители государственных унитарных предприятий (ГУПов) изложили свои «хотелки», депутаты изумились, кое-кто возмутился — и все разошлись по своим делам до середины сентября. Тем временем обозреватель "ИА REGNUM" изучил ситуацию изнутри.

Как выяснилось, представители отраслевых ГУПов («Пассажиравтотранс» и «Водоканал», например) называют одну и ту же ключевую причину для повышения тарифов: повысить надо, потому что растут расходы, иначе придется экономить на качестве, а в перспективе это обойдется куда дороже.

Причем решение об обоснованности повышения тарифов чиновники и принимают в своем кругу — настоящего внешнего аудита ГУПов, традиционного для любой рыночной структуры, никогда не проводилось.

Что вырастет?

Заместитель председателя комитета по тарифам администрации Петербурга Гасан Сафаров прежде всего подчеркнул в беседе с корреспондентом ИА REGNUM, что вопрос с повышением тарифов еще не решен, и, соответственно, все цифры пока предположительные.

ГУП «Петербургский метрополитен»: в 2016 году не хватает 2,3 млрд рублей городских субсидий. У компании растут расходы на электричество и на борьбу с износом инфраструктуры, осуществляются инвестиции в строительство новых станций в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу — 2018. Есть предложение резко повысить цену на жетоны (с 31 рубля до 40) и менее резко, но тоже повысить — на многоразовые проездные карточки. Таким образом, по мысли чиновников, будут получены дополнительные доходы, и вместе с тем будет стимулироваться переход к использованию проездных.

«Петербургэлектротранс» и «Пассажиравтотранс»: оба ГУПа занимаются наземным общественным транспортом и просят в 2016 году увеличения субсидий из городского бюджета, которые в текущем году снизились. Они тоже предлагают увеличить стоимость проезда — предположительно, с 28 рублей до 35. Среди упомянутых проблем — рост расходов на топливо и падение доходов из-за снижения пассажиропотока.

Участники «транспортной» дискуссии сходятся на том, что есть три варианта развития событий. Тарифы могут быть заморожены, но тогда нужно либо компенсировать выпадающие доходы, либо экономить на качестве. Тарифы могут быть повышены на уровень инфляции — тогда ситуация будет заморожена в ее нынешнем виде. Наконец, тарифы могут быть повышены радикально, что должно помочь компаниям развивать свои инвестпрограммы. Даже курирующий эти вопросы вице-губернатор Петербурга Игорь Албин усомнился в разумности именно такого повышения тарифов на проезд, его пресс-служба сообщила, что Албин потребовал от ГУПов предоставить ему новую кучу документов, но чем закончилось высокопоставленное возмущение, Смольный пока умалчивает.

ГУП ТЭК: просьбы о повышении бюджетных субсидий (на 1,5 млрд рублей) и росте тарифов на тепло (для промышленных предприятий — на 30%) объяснил слишком хорошей погодой в прошлую зиму (граждане меньше тратили на отопление) и прошлогодними же перерасчетами (гражданам после перерасчета вернули уплаченное раньше). Компания, дескать, очень много потратила средств по не зависящим от нее причинам, и допфинансирование в 2016 году требуется не для развития, а только для выхода в безубыточное состояние.

ГУП «Водоканал»: просит бюджетных субсидий в объеме 9 млрд рублей. На 2016 год запланировано повышение цен на 10−12%, если же субсидий будет недостаточно, то рост может достигнуть 20% и более. Причины — ремонты, инвестиции, установка счетчиков.

Внутренний аудит

В Смольном придирчиво изучают предложения ГУПов, рассказал зампред комитета по тарифам Гасан Сафаров. Даны соответствующие поручения профильным комитетам. Предстоит проверить, как использовались в последние 2−3 года ГУПами средства на обновления фондов, повышалась ли эффективность работы, каковы были финансовые результаты других видов деятельности ГУПов. Изучается опыт других крупных российских городов, включая Казань и Москву.

Итоговое решение о том, обоснован ли предлагаемый ГУПом рост тарифов, чиновники принимают сами. У Смольного есть эксперты, анализирующие ситуацию, а у негосударственных аудиторских компаний такие исследования никогда не заказывались. Как рассказали ИА REGNUM представители сразу нескольких международных консалтинговых организаций, в Петербурге никогда к ним не обращались с такими предложениями.

По состоянию на сегодня депутаты городского парламента не ставили такую задачу и перед контрольно-счетной палатой (КСП), сообщил ИА REGNUM ее глава Вадим Лопатников. Регулярно проверяется другой показатель — эффективность расходования ГУПами бюджетных средств. В итоговых документах почти по каждой такой проверке написано, что эффективность оставляет желать лучшего. Например, недавняя проверка «Петербургского метрополитена» поразила многих: «За семь лет (2007−2014) господдержка выросла в 24 раза (с 348 млн до 8,4 млрд), но, получая субсидии, метрополитен неэффективно использует госимущество и неэффективно осуществляет свои расходы», — пришли к выводы аудиторы.

«Предприятие сдаёт имущество в аренду по заниженной стоимости, освобождая арендаторов от обязательных минимальных платежей и способствуя росту величины недополученных доходов предприятия, — написано в итоговой справке. — В связи с этим ущерб в виде недополученной арендной платы составил свыше 122,5 млн рублей. Также в ходе плановой проверки были выявлены случаи неоплаты арендаторами коммунальных услуг и электричества при аренде помещений. Тарифные расценки на право пользования местами для распространения рекламы и информации на объектах ГУП, утвержденные еще в 2009 году, не пересматривались и действуют без каких-либо изменений».

И это, по словам Вадима Лопатникова, — не исключение, а типичный пример.

Внешний аудит по таким вопросам никогда и не проводится, потому что тарифы регулируют монопольные, а не конкурентные виды деятельности, пояснил ИА REGNUM начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский. Представители ГУПов рассказывают чиновникам, почему нужно повысить тарифы и (или) субсидии, чиновники решают, справедливы ли эти обоснования. «Отказывают ГУПам только в тех случаях, когда рост предлагается уж слишком большой и это может вызвать народное недовольство» , — подчеркнул Кумановский.

Предложения

Радикально изменить ситуацию может только появление конкурентной среды, добавляет эксперт. У Смольного уже есть такой опыт: часть маршрутов пассажирского транспорта отданы частным компаниям («маршруточникам»), и вопрос решается рыночным путем.

Зампред смольнинского комитета по тарифам Гасан Сафаров подчеркнул, чиновники требуют от ГУПов изменить подход к расходованию средств. «Сейчас руководители ГУПов думают, что есть два способа получения денег: рост тарифов или рост бюджетных субсидий. Но есть и третий способ: он заключается в более эффективном использовании средств, в оптимизации расходов. Здесь еще есть большой ресурс», — уверены в комитете по тарифам.

Председатель комитета Госдумы России по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская отметила в беседе с корреспондентом ИА REGNUM, что ситуация в Петербурге не уникальна» Единственное, чем ограничены местные власти и ГУПы при повышении тарифов, — предельными нормами роста, которые устанавливают на каждый год на федеральном уровне для каждого региона. Для Петербурга на 2016 год — это 9,5%. Кроме того, есть задача, чтобы рост всей квартплаты, например, не был больше уровня инфляции. При этом вода может подорожать больше, электричество меньше (или наоборот), но общий рост — не больше инфляции. Комиссии местной власти, проведя расчеты, советуют, на сколько процентов требуется повысить тарифы. Но окончательно решение принимает губернатор». «А внешний аудит стоит денег, которых в бюджете нет», — подчеркнула депутат Госдумы РФ.